официальный сайт регионального отделения

Новости

[08.07.2011]
Огурцы — в ЦУМЕ, помидоры — в Детском мире Или последние полгода розничных рынков
Автор: 
Альберт Эседов

Как стало известно, не так давно группа депутатов одной из фракции Государственной думы внесла на рассмотрение парламента поправки в статью 24 Федерального закона Российской Федерации «О розничных рынках и о внесении изменений в Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30 декабря 2006 года N 271-ФЗ, принятый Государственной Думой 22 декабря и одобренный Советом Федерации 27 декабря 2006 года. Закон подписан (на тот момент) президентом страны Владимиром Путиным.

Не имея представления о контексте самих предложенных поправок, но с оглядкой на сложившийся имидж либеральных демократов страны, почему-то сразу подумал, что дело здесь не чисто. Депутаты, обеспокоенные парламентскими выборами декабря 2011 года, а не собственно интересами граждан, просто напросто могли пытаться раздуть скандал вокруг проблемного Закона, — предположил я.  И уже позже выяснилось, что Закон действительно принимался в свое время в спешке и без экономического обоснования.

Документ, принятый еще пять лет назад, вроде бы призван значительно улучшить качество обслуживания покупателей, сделать более комфортными рабочие места продавцов розничных рынков. Закон предполагает, что временные постройки на розничных рынках исчезнут к 1 января 2010 года, на сельскохозяйственных — 1 января 2012 года. Торговать и оказывать услуги можно только  на розничных рынках в том случае, если они находятся в капитальных зданиях или строениях.

Однако его разработчики, — видится мне, — были более высокого мнения о хозяевах самих рынков. Да еще не факт, что он не был удачно пролоббирован  владельцами торговых сетей. Именно хозяева дорогих торговых сетей и инвесторы, вложившиеся под этот Закон в строительство торгово-развлекательных центров, в которых пока почти некому торговать, покупать и развлекаться, скорее всего, окажутся в солидном плюсе от действия обсуждаемого Закона. Ведь он под угрозой закрытия загоняет все мелкие розничные форматы в крупные торговые центры. Закрытие розничных рынков, которые уже по-факту не успеют провести необходимую реконструкцию за оставшиеся полгода, приведет к тому, что фермеры и владельцы приусадебных участков лишатся возможности продавать свой товар, граждане не смогут приобретать доступные по цене и качеству продукты.

Уже сегодня можем констатировать, что по факту к назначенному сроку подавляющее большинство розничных рынков не смогут (даже и не будут пытаться) соответствовать требованиям этого документа. Смею предположить, что хозяева некоторых рынков даже и не подозревают, что статья 24 названного выше Закона в январе 2012 года грозит лишить дохода, который они доселе получали без лишних затрат и вложений.

В нашей республике действие этого Закона (вернее, бездействие хозяев рынков) грозит потерей бизнеса для мелких предпринимателей и ликвидацией огромного числа рабочих мест. Что грозит вылиться в грандиозную проблему для властей Дагестана, обеспокоенных проблемами безработицы, созданием новых рабочих мест и, наконец, снижения дотационности республики. Проблема увеличения числа безработных, как мы понимаем, неминуемо отразится и на росте криминала и бандитизма, с коими в современном Дагестане неустанно боремся, побеждаем и никак не допобедим.

Скажем, в одной только Махачкале под угрозой закрытия окажется так называемый Цумадинский рынок в районе Северного Автовокзала города, и несколько тысяч продавцов, торгующих всякой-всячиной из контейнеров, лишатся рабочих мест; права торговать лишится и фруктово-овощной рынок в районе Радиозавода, где около сотни продавцов торгует прямо с автомашин; лишатся возможности торговать несколько сот продавцов с рынка по улице Ирчи-Казака, так как не все торговые места на рынке расположены в капитальном строении или павильонах; могут пострадать и несколько десятков продавцов с Восточного рынка, все еще торгующих из контейнеров.

В связи с отсутствием специализированных торговых площадей и гипермаркетов, скорее всего, спросом будут пользоваться детища столичного градоначальника последних лет — многочисленные двух—трехэтажные капитальные строения вдоль городских трасс. Хозяева этих пустующих сооружений, построенных в свое время на месте тротуаров, газон и деревьев, наконец, смогут снять запылившуюся вывеску «сдается в аренду». И это естественно, приведет к повышению розничных цен, и отразится на простом покупателе.     

Как видим, Закон и сам по себе, без участия депутатов, внесших поправки на рассмотрение российского парламента, в январе 2012 года грозит нарастанием негативной социальной обстановки и вызвать народное негодование.

По нашим данным в кулуарах Госдумы обсуждается возможность передвинуть сроки вступления в силу Закона на два года и зафиксировать конечную дату действия пункта 4 статьи 24 документа на 1 января 2014 года. И это время, по мнению слуг народа, будет достаточно, чтобы управляющие рынками компании успели построить крытые рынки или нашли для этого инвесторов. Почему-то, не сомневаюсь, что двух лет на это все не хватит. Ведь не хватило пяти лет с 2006 года?!

Вот такая вот страна у нас… Законы принимаем на ура. Потом об их существовании забываем. А когда обнаруживаем, что нарушения масштабны и принятый Закон мало кто даже пытался исполнить, решаем отстрочить его действие или и вовсе отменить. Если все и дальше так пойдет, впору отменять и правила дорожного движения. Все равно мало кто им (тем более в Дагестане) следует.     

Альберт ЭСЕДОВ, член РОДП «ЯБЛОКО»

 

Альберт Эседов