официальный сайт регионального отделения

News

[04.01.2018]
Альберт Эседов о проектном управлении

26 декабря 2017 года на экономическом факультете Дагестанского государственного университета состоялась Межрегиональная научно-практическая конференция «Проектное управление в системе регионального развития»

В мероприятии приняли участие начальник отдела организационно-проектного управления администрации Главы и Правительства РД Магомед Абидов, экс-министр РД, профессор МГУ им. Ломоносова Зейдулла Юзбеков, декан экономического факультета ДагГАУ Низами Юсуфов, руководитель проектного офиса Министерства сельского хозяйства и продовольствия РД Магомед Патахов, руководитель проектного офиса Министерства здравоохранения РД Зарема Абдуллаева, руководитель проектного офиса ДГУ Патимат Алиева и другие. 

Выступавшие с докладами ученые и специалисты практики, рассказывали о переходе к проектному управлению на муниципальном и республиканском уровнях. Также было замечено, что несмотря на обсуждение данной темы в Республике Дагестан с 2013 года, на сегодняшний день для большинства людей эта сфера остается неясной.
Трудностями внедрения проектного механизма управления в государственном секторе экономики были названы: отсутствие должного уровня взаимодействия между муниципальными и республиканскими, а также республиканскими и федеральными органами проектного управления; отсутствие должного уровня мотивации сотрудников проектных офисов, а также неразработанность механизмов ответственности должностных лиц за нереализацию проектов.

В ходе дискуссии по обсуждению основных положений представленных докладов выступил Альберт Эседов,  руководитель дагестанского регионального отделения партии "Яблоко".

Прежде всего он обратил внимание присутствующих на то, что проекты без прямого отражения каждого пункта своей реализации в бюджете - это не только бесперспективно, но и преступно. По сути, реализация любого, даже полезного проекта, бюджетными средствами, которые отдельной строкой не прописаны на проект - это есть не что иное, как нецелевое расходование бюджетных средств. Именно поэтому, логично, что до формирования программ и проектов, формировать такой муниципальный или республиканский бюджет, который будет позволять их реализацию. Только тогда можно будет и контролировать реализацию проектного портфеля. Но тут проблема - для начала необходимо формировать такой парламент (и муниципальное собрание), который хоть отдаленно будет иметь представление о формировании годового бюджета по новым (проектным) требованиям. Да и сам проектный портфель полезно бы формировать не в угоду тому или иному чиновнику, а во благо муниципальным образованиям и Дагестану.

Отдельно руководитель дагестанских «яблочников» остановился на том, что реализации проектов (каждого из их этапов), должна быть дана оценка контролирующих их ход органов. Кураторы данных проектов также должны быть мотивированы на то, чтобы нести прямую ответственность/поощрение за провал/успех их реализации. Однако сейчас мы констатируем, что ни один из так называемых Приоритетных проектов развития Дагестана экс-главы республики за пять лет так и не был реализован, а их кураторы до сих пор занимают высокие должности. 
Иначе мы, как и в прошедшие пять лет, всей республикой будем соревноваться не в реализации проектов, а в отчетах по количеству их обсуждения в муниципальных образованиях и организациях Дагестана. 
Кстати, я попросил непосредственно у руководителей Проектных Управлений, участников дискуссии, поделиться полным текстом Приоритетных проектов развития Дагестана экс-главы республики. Проектов, которые весь Дагестан делал вид, что бурно обсуждает в муниципальных образованиях и организациях, единогласно принимает их, а потом активно внедряет и реализовывает. Повсеместно. Даже и в глаза не видев текста самих этих самых Приоритетных проектов.
А потом чиновники республиканского уровня ездили в муниципальные образования для проверки хода реализации этих Проектов, которых и сами не видели. 

Сначала их (Проектов) было десять. Потом стало семь. Что с ними стало потом, не понятно, так как, с уходом самого их внедрителя, как-то СМИ стали все реже о них вспоминать. Пока же вместо этих Проектов можно обнаружить список "хотелок" на нескольких страничках, как было отмечено на конференции. Да и сотни публикаций, в которых было сказано, что организации или муниципальные образования сделали что-то в рамках реализации того или иного Приоритетного проекта из списка. 
Также пришлось намекнуть на то, что похоже, что республика прошедшие пять лет жила в самообмане и масштабном обмане страны, когда самые обычные плановые результаты деятельности организаций, муниципальных образований и республиканских ведомств, выдавались как достижения, случившиеся в рамках реализации Приоритетных проектов. Вероятно, это делалось, чтоб их автору было приятно...

Далее Альберт Эседов попросил, уж коли мы коснулись бюджета, объяснить, возможно ли в дотационной республике принять профицитный бюджет? Напомним, республиканский парламент и в прошлом году принимал профицитный бюджет, а по итогам года, главе республики Владимиру Васильеву пришлось просить Путина 3,2 млрд рублей на выплату заработных плат. Бюджет 2018 года также профицитный. На этот раз парламентарии нашей дотационной республики отрапортовали, что у нас профицит 722 млн рублей. Что нам ждать в конце этого года? Мое любопытство было удовлетворено ответом специалиста по экономическим наукам, который заметил, что речь скорее всего идет о политическом рапортовании, а не об экономических достижениях. Я ж заметил, что намного эффективно было бы в таком случае рапортовать о снижении дотационности на 722 млн., а не о профиците. В данном ключе осталось только еще раз заметить, как далеки от науки сегодняшние парламентарии... 
Как же обстоят дела с проектным управлением в республике, в связи с вышеизложенным?

(Информация о конференции на сайте ДГУ: http://dgu.ru/…/1-2010-10-26-…/6320-2017-12-27-12-20-47.html )